01.11.202511.2025с 01.01.2025
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Государственное управление"

Тернистые пути современного российского высшего профессионального образования

Тощенко Ж.Т.

Том 18, №5, 2025

Тощенко Ж.Т. (2025). Тернистые пути современного российского высшего профессионального образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 18. № 5. С. 47–60. DOI: 10.15838/esc.2025.5.101.2

DOI: 10.15838/esc.2025.5.101.2

В статье анализируются проблемные ситуации на пути обретения профессий, требующих высшего профессионального образования. Основное внимание обращается на то, что в обществе реально сложился разрыв между личными (индивидуальными) целями при получении профессий высшей квалификации и социально-экономическими, социально-политическими и социально-культурными потребностями общества. В связи c этим анализируются реперные точки обретения и прохождения профессиональной социализации, которая, на взгляд автора, состоит из последовательного решения (алгоритма) взаимосвязанных задач: профессионального просвещения, профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. Как эти задачи решаются, автором рассматривается с позиций: а) официальной государственной образовательной политики; б) действий и деятельности школ и вузов; в) поведения школьников и студентов; г) с учетом их региональных особенностей. Причем внимание обращается не столько на учебно-методические и организационные проблемы освоения профессий, сколько на социальные аспекты процесса подготовки и получения высшего образования

Ключевые слова

высшее профессиональное образование, профессиональная социализация, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация

Полная версия статьи