В статье анализируются проблемные ситуации на пути обретения профессий, требующих высшего профессионального образования. Основное внимание обращается на то, что в обществе реально сложился разрыв между личными (индивидуальными) целями при получении профессий высшей квалификации и социально-экономическими, социально-политическими и социально-культурными потребностями общества. В связи c этим анализируются реперные точки обретения и прохождения профессиональной социализации, которая, на взгляд автора, состоит из последовательного решения (алгоритма) взаимосвязанных задач: профессионального просвещения, профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. Как эти задачи решаются, автором рассматривается с позиций: а) официальной государственной образовательной политики; б) действий и деятельности школ и вузов; в) поведения школьников и студентов; г) с учетом их региональных особенностей. Причем внимание обращается не столько на учебно-методические и организационные проблемы освоения профессий, сколько на социальные аспекты процесса подготовки и получения высшего образования
Ключевые слова
высшее профессиональное образование, профессиональная социализация, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация