В статье рассмотрены теоретико-методологические основы исследования интеллектуального потенциала населения. В представленных материалах показано, что данная категория является предметом междисциплинарных исследований, в частности философии, психологии, социологии, педагогики, экономики. Из анализа сущности интеллектуального потенциала следует важный вывод о том, что наличный уровень интеллекта – результат его развития. А значит, определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья, образование, государство, способствуют не только формированию умных людей, но и реализации их потенциальных интеллектуальных возможностей в производстве, создании культурных ценностей, управлении обществом, воспитании и т.д. При таком подходе интеллект перестает быть объектом исследования смежных дисциплин, приобретает социальную окраску и становится социально-экономической категорией. Проанализированы основные теории, концепции и подходы, используемые при исследовании интеллектуального потенциала. Наиболее подробно освещена теория человеческого капитала, поскольку согласно данной теории доход человеку приносят знания, умения и навыки – именно то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности.
Дано авторское определение интеллектуального потенциала населения, актуализирующее такие обязательные для понимания сущности категории элементы, как взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества, факторы формирования свойства, в том числе необходимость подготовки (воспроизводства) интеллектуальных людей, психологический аспект (способности); не игнорируются носители интеллектуального потенциала, ибо это свойство населения.Определены методологические подходы к оценке интеллектуального потенциала населения, раскрыты используемые процедуры и методы исследования. Предложены методологические подходы к организации мониторинга интеллектуального потенциала населения как индикатора инновационного развития общества и эффективности государственного управления
Ключевые слова
население, человеческий капитал, образование, интеллект, культура, наука, интеллектуальный потенциал населения, трудовой
потенциал