В годы рыночных трансформаций в России доля наукоемкого сектора в экономике страны и региона значительно сократилась (снизилась востребованность к результатам научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, упала реальная заработная плата научных работников, снизилась в общественном мнении ценность профессиональной научной деятельности, сократился приток в науку молодежи). Преодоление этих негативных тенденций требует новых подходов к формированию научного потенциала страны. Важнейшим из них является интеграция образования и науки.
В предлагаемой статье освещается опыт, накопленный в этом отношении в Институте социально-экономического развития территорий РАН путем создания и организации работы Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, который действует уже десять лет.
В статье представляются идейные и методологические подходы к формированию НОЦ, методические приемы, применяемые в нем для обучения молодежи в цепочке «школа – вуз – аспирантура – научная деятельность». Показывается результативность и эффективность работы НОЦ в решении задач развития регионального научно-технического потенциала. Подчеркивается важность совместной работы школьного и вузовского образования, науки, региональных и муниципальных органов власти. Содержатся оценки обучающихся в Научно-образовательном центре, касающиеся их мнения о формах и методах обучения и эффективности обучения для выбора профессии. С опорой на накопленную практику и результаты деятельности Научно-образовательного центра обосновываются перспективы его развития как учебного заведения нового типа, где осуществляется полноценный цикл подготовки высококвалифицированных кадров в области экономики, управления, информационных технологий
Ключевые слова
подготовка научных кадров, талантливая молодёжь, научно-технический потенциал региона, научно-образовательный центр исэрт ран, организация научно-исследовательской деятельности