В советское время внутренний водный транспорт играл определяющую роль в освоении отдаленных районов страны. Пик его развития пришелся на 1985 год, когда были достигнуты наивысшие в мире объемные показатели. В настоящее время мировым лидером в этом секторе выступает Китай, сумевший за 45 лет превратить внутренний водный транспорт из малозаметного сектора экономики в динамично развивающийся вид транспорта. Достижения Китая заслуживают внимания, особенно с позиции масштабов и скорости процесса. Россия и Китай существенно различаются по показателям плотности населения, объемов производства, сезонности работы водного транспорта, однако есть и схожие характеристики (обширность территории, протяженность и конфигурация внутренних водных путей, возможность обслуживать слабо освоенные районы). В статье выделяются четыре этапа развития внутреннего водного транспорта, отличающиеся целями, задачами, механизмами финансирования и инструментами реализации намеченных на конкретный этап целей развития. Показано, что развитие внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяется как сложными экономико-географическими характеристиками страны, так и накопленными проблемами системного характера в развитии отрасли. К последним относятся недостаточное финансирование внутренних водных путей; дефицит современных судов; низкая инвестиционная привлекательность и недостаточный уровень инвестиций в отрасль; слабое взаимодействие с другими видами транспорта, что лишает внутренний водный транспорт части грузовой базы; дефицит современных перегрузочных комплексов; отток квалифицированных кадров из отрасли. Для возвращения российскому внутреннему водному транспорту возможности реально влиять на территориальное развитие страны необходимо использовать китайский опыт организации финансирования проектов в этой сфере, развития системы подготовки кадров, борьбы с межвидовой конкуренцией на транспорте. Научная значимость исследования заключается в выполнении теоретического анализа и сравнительной оценки уровня развития внутреннего водного транспорта России и Китая. Практическую значимость имеют предложения в части решения накопившихся проблем российского речного транспорта на базе использования опыта Китая по стимулированию деятельности внутреннего водного транспорта
Ключевые слова
внутренний водный транспорт, опорная сеть внутренних водных путей, Россия, Китай