05.04.202004.2020с 01.01.2020
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальное развитие"

О трансформации моделей взаимодействия власти, СМИ и общества в районных печатных изданиях

Иванова Е.М., Марков Е.А., Соловьева С.А.

Том 12, №1, 2019

Иванова Е.М., Марков Е.А., Соловьева С.А. О трансформации моделей взаимодействия власти, СМИ и общества в районных печатных изданиях // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 215-225. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.13

DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.13

В предлагаемой статье описаны трансформационные процессы, формирующие в современной России модели информационного взаимодействия органов власти, средств массовой информации и общества. В советский период деятельность средств массовой информации в СССР определялась государством, формировавшим общественное сознание в стране с помощью канонических идеологических установок. К началу 1990-х гг. модель доминирования государства над обществом трансформировалась в новое социально-политическое состояние – доминирование общества над государством. Трансформации затронули и деятельность российских масс-медиа, совершивших к началу XXI в. полный виток, и вернувшихся в исходное информационно-коммуникативное положение. В деятельности российских масс-медиа вновь возобладала генная (государственная) природа, определившая формирование иерархической модели взаимодействия органов власти, СМИ и общества. Данные процессы доказывают необходимость активного участия властных структур в коммуникативно-информационном пространстве страны, которое нуждается в регулировании и саморегулировании, в том числе посредством научно обоснованной государственной информационной политики. Для решения задач анализа заявленных трансформационных процессов были избраны несколько методик: методики структурно-функционального, сравнительно-сопоставительного анализа, методика реконструирования адресата медиатекста, частично – метод контент-анализа. Модель взаимодействия органов власти и СМИ влияет на формирование социума малых городов, создание позитивного информационного поля; идентификацию населения. Исследование проводится на материале районных газет Вологодской области. Результаты анализа действующей модели информационного взаимодействия показывают её несовершенство, которое обусловлено монологичностью, мнимой естественностью национально-гражданской идентификации, конструированием образа адресата с идентичностью наивного субъекта

Ключевые слова

общество, власть, СМИ, информационная политика, модель информационного взаимодействия, масс-медиа

Полная версия статьи