В статье поднимаются проблемы мотивации в контексте изучения отдельных подходов (фрейдистский, бихевиористский, когнитивно-психологический и др.) в рамках теоретико-личностного и теоретико-ассоциативного направлений. Цель статьи заключалась в структурировании существующих основных подходов к исследованию мотивации, в определении тех положений, которые могут быть использованы в рамках мотивации творческой трудовой активности населения. В исследовании использованы общелогические методы и приемы, среди которых системный подход, обобщение, метод анализа и синтеза. Сделан вывод о том, что основным источником активности населения выступает потребностное напряжение, целью является его устранение за счет внешних факторов-стимулов. Показано, что характер поведения будет определяться степенью согласованности между разными группами мотивов, соотнесенностью мотивов и внешних целей, а в отсутствие такой согласованности – волевыми механизмами регуляции. Выявлено, что в научно-исследовательской литературе отсутствует однозначность относительно определения мотивационно-стимулирующего механизма, в работе приведена его трактовка с позиций бихевиористского подхода, а также теории опредмеченного побуждения А.Н. Леонтьева. Акцентировано внимание на том, что при разработке мотивационно-стимулирующего механизма должна учитываться специфика деятельности. Приведены мотивы творческой активности, среди которых выделены познавательный, коммуникативный, достижения и др. Показано, что системный характер управления творческой трудовой активностью может быть обеспечен за счет создания мотивационно-стимулирующего механизма, в рамках которого были бы учтены прямые и косвенные методы управления, как внешние, так и внутренние факторы, способствующие и препятствующие развитию субъективности и имеющие разную природу. На основе изучения научной литературы сделан вывод о том, что большинство методов стимулирования творческой трудовой активности населения относятся к эмпирическим и возникают преимущественно вне изучения научных проблем творчества. До сих пор в исследованиях акцентируется внимание на когнитивных аспектах, обеспечивающих творческое мышление и поведение, в то время как мотивационным, ориентированным на преодоление негативных последствий воздействия внешних стимулов, не уделяется должного внимания. Структурированные теоретические аспекты исследования могут быть использованы в ходе разработки системы мер, направленных на активизацию творческой активности и мотивационно-стимулирующего механизма
Ключевые слова
трудовая деятельность, творческая активность, мотивационно-стимулирующий механизм, мотив, стимул