Статья посвящена проблемам совершенствования методического обеспечения оценки эффективности государственной социально-экономической политики в отношении северных регионов России. Проведен краткий анализ методических подходов и механизмов оценки политики в зависимости от функциональной принадлежности области оценивания, объекта, субъекта и предмета оценивания, а также в зависимости от используемых методов оценки. Обозначена проблема отсутствия единого подхода к трактовке категорий «эффективность» и «результативность» политики, что приводит к неясности и сложности оценивания. Предложенный авторский методический инструментарий оценки реализации политики включает в себя ключевые принципы и алгоритм. Оценка эффективности политики согласно предложенному инструментарию включает в себя социально-экономическую, средовую и институциональную составляющие. Социально-экономический блок подразумевает оценку результативности достижения целей и задач политики в отношении северных регионов России на основе системы качественных и количественных показателей. Средовая составляющая предполагает учет влияния территориальных условий на достижение поставленных целей и задач. Институциональный блок оценки включает в себя оценку качества составления региональных государственных программ. Достоинством предложенного методического инструментария являются возможность учета региональной, в том числе северной специфики при постановке и реализации целей и задач политики, а также комплексности проведения оценки. Это позволяет разработать «точечные» рекомендации по регулированию отдельных сфер социально-экономического развития северных регионов России, а также выявить причины не достижения поставленных целей и задач
Ключевые слова
государственная политика, оценка, методический инструментарий, северный регион