Одной из основных функций здоровьесберегающего образовательного пространства является формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса. Данная функция может быть реализована эффективно только при активном участии в этом процессе органов исполнительной власти в сфере образования, с привлечением других ведомств, общественности и самих субъектов образовательного процесса. Такое сотрудничество требует для всех участников данного педагогического процесса общих понятий в вопросах формирования здоровья, однако до настоящего времени не разработан единый взгляд на понятие «здоровый образ жизни» и не определены оптимизированные и эффективные педагогические модели его формирования на межсекторальном принципе. В статье анализируются разные взгляды ученых на данную проблему. Здоровый образ жизни рассматривается как комплексная педагогическая технология формирования культуры здоровья. На основе анализа взгляда ученых на понятие «здоровый образ жизни» выявлены три основных компонента здорового образа жизни: культура здоровья, здоровьесберегающие активности и условия, обеспечивающие здоровый стиль жизни. Аргументируется, что здоровьесберегающие потребности человека диктуют его здоровьесберегающие активности. Выявляются основные системообразующие подкомпоненты здорового образа жизни: физическая, экологическая, медицинская, психологическая и духовно-нравственная активности. Представлена нормативная модель здорового образа жизни и его структура. Дается определение здорового образа жизни как образцовой здоровьесберегающей модели поведения. Обосновано, что предложенная нормативная модель здорового образа жизни может быть успешно использована для формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на принципах межсекторального сотрудничества
Ключевые слова
здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, культура здоровья, здоровьесберегающие потребности, физическая активность, экологическая активность, медицинская
активность, психологическая активность, духовно-нравственная активность, здоровьесберегающее
образовательное пространство