В статье рассмотрены результаты исследования уровня качества работы с талантливыми школьниками в субъектах Российской Федерации. В представленных материалах показано, что особое внимание поиску и развитию таких детей должно быть уделено на региональном и муниципальном уровне. Предложена авторская методика расчета интегрального индекса качества работы с одаренными школьниками региональных образовательных систем. Показана значительная дифференциация по этому показателю российских территорий. Наибольшее значение индекса зафиксировано в Приволжском (средний рейтинг равен 0,499) и Центральном (0,480) федеральных округах. Самый низкий средний рейтинг оказался у субъектов Северо-Кавказского (0,303) и Дальневосточного (0,358) округов. Ранжирование по индексу качества работы с одаренными школьниками позволило разделить регионы на 5 групп. Вологодская область вошла в группу с уровнем качества работы с одаренными школьниками выше среднего, заняв 22-е место в стране и 5-е – в Северо-Западном федеральном округе. Наибольшие успехи область имеет по блоку показателей «олимпиадное движение» (6-е место среди субъектов РФ). По ряду индикаторов результаты региона оказались ниже предельных показателей. Для анализа динамики интегрального индекса качества работы с одаренными школьниками за 2012–2013 гг. была проведена перекрестная группировка регионов по уровню и темпам роста (снижения) интегрального индекса. Вологодская область вошла в группу регионов с низкими темпами роста интегрального индекса (94%), что создает риск снижения качества работы с одаренными школьниками. Сформулированы основные причины снижения интегрального индекса, а также предложения по повышению качества работы с одаренными школьниками
Ключевые слова
образование, динамика развития образования, одаренные школьники, интегральный индекс, олимпиады школьников