Под влиянием процессов модернизации в российском обществе произошли глубокие и масштабные социокультурные изменения. Согласно результатам исследования, проведенного Центром изучения социокультурных изменений Института философии Российской академии наук (ЦИСИ ИФ РАН), модернизация как в России в целом, так и в ее отдельно взятых регионах протекает неоднозначно. Республиканские исследования1 показывают, что индексы и фазовые значения модернизации в Башкортостане ниже, чем в России. Республика наравне с Россией переживает фазу зрелой стадии первичной модернизации. В отношении вторичной модернизации2 Россия вступила в фазу высокого среднего развития, а Башкортостан – фазу среднего среднего развития. Процессы интегрированной модернизации в России уже на среднем среднем уровне, в республике – на низком среднем. Результатом вторичной модернизации является процесс формирования общества, основанного на знаниях, средствах информационных и коммуникационных систем. В результате соединения средств связи, радио, телевидения и компьютера в целостную систему возникло единое социокультурное пространство. Современный человек стал жить в знаково-символическом мире, который во многом определяет его поведение. С этого времени не только человек создает знаки и символы, но и, в некотором смысле, знаки и символы формируют человека. Если модернизация предполагает переход от традиционного общества к современному информационному, то в сфере культуры – это переход национальной культуры к культуре глобальной. В наши дни массовая культура выступает важнейшим фактором, определяющим образ жизни людей, мировоззрение, привычки, манеры. Под таким воздействием происходит некое усреднение личности, формируется средний человек. В последние годы растет число людей, отстаивающих право на сохранение и развитие национальной культуры, традиций, народных ремесел. Автор убежден, что именно социокультурная среда, ее инфраструктура (институты семьи, образования, культуры, религии) и родной язык должны стать определяющим фактором позитивной идентификации населения. В условиях модернизации эти институты (их деятельность, функции и роль в обществе) испытывают радикальные изменения. Выдвинутые предположения подкреплены материалами официальной статистики и социологических исследований
Ключевые слова
модернизация, образование, позитивная идентификация, социокультурная идентичность, социокультурная среда, семья, родной язык, культурный капитал