Нестабильность развития рыночной экономики вызывает постоянные изменения в деятельности высших учебных заведений. Статья посвящена рассмотрению процессов, происходящих в последние десятилетия в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. На основе анализа статистических данных и ряда нормативных актов Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации выявлены основные глобальные и национальные тенденции развития высшего профессионального образования: повышение спроса на высшее образование, что привело к массовому его предложению (при этом рост количественных показателей не всегда сопровождается повышением качества высшего образования); снижение в связи с ухудшением демографической ситуации общей численности студентов; переход на уровневую систему высшего образования в рамках Болонского процесса; изменение структуры специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в связи со структурной перестройкой экономики и потребностями рынка труда; обострение конкурентной борьбы. Выделенные тенденции приводят к появлению демографического, политического и экономического рисков. Для уменьшения негативных последствий влияния внешних рисков на деятельность вузов необходима разработка соответствующей государственной образовательной политики в сфере высшего образования Российской Федерации и управление рисками в вузах
Ключевые слова
непрерывное образование, конкуренция, тенденции развития высшего образования, структура подготовки специалистов, внешние риски, нормативы финансирования, эффективность
деятельности