С ориентированием государственной политики на развитие Арктической зоны страны модернизация объектов сферы образования и формирование системы квалифицированных кадров стали одними из основных мер социально-экономического развития данных территорий. На основе расчета темпов изменений показателей определены негативные тенденции в развитии инфраструктуры школьного и профессионального образования в Арктической зоне Северного макрорегиона, что подтверждает актуальность исследования. Под инфраструктурой образования, с точки зрения компонентного состава, понимается совокупность инфраструктурных объектов дошкольного, школьного и профессионального образования, а также их кадровая обеспеченность квалифицированными специалистами. Цель исследования заключается в выявлении и оценке влияния комплекса факторов на изменение инфраструктуры образования в Арктической зоне Северного макрорегиона. Особенность работы состоит в изучении объекта исследования на мезорегиональном таксономическом уровне пространственно-территориальных арктических систем в привязке к конкретным местным сообществам, что повышает объективность полученных результатов. География исследования базируется на институциональном подходе и включает арктические мезорегионы Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми, которые в совокупности образуют Арктическую зону Северного макрорегиона. Предложен авторский методический подход к оценке воздействия факторов на социальную инфраструктуру в Арктической зоне Северного макрорегиона, содержащий систему показателей, отражающих изменение инфраструктуры образования и влияющих на неё экономических, демографических, пространственно-территориальных и социально-трудовых факторов за последние четырнадцать лет. Оценка осуществлена с помощью компаративного анализа, методов систематизации и группировки, статистического и корреляционно-регрессионного анализа. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что влияние представленных факторов на инфраструктуру образования в Арктической зоне Северного макрорегиона дифференцировано в зависимости от характера и темпов освоения и развития изучаемых территорий, реализации государственной политики на них и других факторов
Ключевые слова
арктика, север, факторы, методический подход, Арктика, Север, инфраструктура образования, мезорегион