В условиях нестабильной геополитической обстановки, связанной с действием экономических санкций со стороны стран Запада, для России крайне важно обеспечить устойчивые темпы развития. Актуальным становится как насыщение внутреннего рынка качественными товарами и услугами, производимыми внутри страны, так и активизация потребления населения, значительно сократившего траты из-за роста цен. Задача стимулирования внутреннего потребительского спроса определяет контуры развития российской экономики в ближайшей перспективе. Для ее решения в России имеется большой потенциал формирования новых точек роста. Одной из них является туризм, высокий мультипликативный эффект которого позволяет рассматривать его в качестве экономического драйвера. Основные приоритеты развития туристической отрасли России к 2030 году отражены в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства». В условиях экономической неопределенности возрастает потребность в повышении качества принимаемых управленческих решений в сфере туризма. В связи с этим необходимо разработать прогнозный инструментарий для проведения сценарного моделирования и оценки экономических эффектов от изменения объема внутреннего туристского потребления, что и стало целью работы. Научная новизна исследования заключается в развитии методологии межотраслевого моделирования для определения экономических эффектов от роста спроса населения на услуги внутреннего туризма. Результаты исследования показали, что активное развитие туризма в рамках оптимистичного сценария обеспечит почти вдвое больший прирост объема выпуска валовой продукции ежегодно, чем при сохранении существующих темпов потребления туристских услуг. Использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, инструментарий, основанный на методологии межотраслевого баланса. Информационную базу составили работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами стимулирования внутреннего туристского потребления, сценарного моделирования и прогнозирования экономики, а также сведения органов государственной статистики, данные Всемирного банка
Ключевые слова
туризм, внутренний туризм, сценарное моделирование, конечное потребление, внутренний спрос, внутреннее туристское потребление