В течение многих десятилетий Россия и Китай являются важнейшими торгово-экономическими партнерами, тесное и эффективное сотрудничество которых приобретает особую значимость в условиях введения западных санкций. Новые стратегические ориентиры российско-китайских отношений обусловливают научную актуальность и практическую значимость исследования потребительских рынков двух стран. Особенно важным является изучение особенностей и тенденций изменения потребительских рынков в рамках эпидемиологического кризиса. Цель работы заключается в анализе влияния пандемии COVID-19 на четыре сферы потребительского рынка в КНР и РФ: рынок интернет-торговли, рынок предметов роскоши, рынок доставки еды и рынок онлайн-образования. Исследование влияния кризисных процессов на потребительские рынки отдельных стран представляется весьма актуальным для выработки действенных мероприятий по выходу из схожих ситуаций в будущем. Для достижения цели применяются методы анализа и синтеза статистических данных. Результаты исследования свидетельствуют, что пандемия COVID-19 оказала существенное негативное влияние на потребительский рынок России и Китая. Масштабный эпидемиологический кризис привел к ухудшению материального благосостояния и потребительских возможностей населения обеих стран. Вместе с тем пандемия COVID-19 способствовала ряду положительных изменений в отдельных секторах потребительского рынка в России и КНР: дальнейшему стремительному развитию дистанционной торговли, росту рынка доставки товаров, ускорению тренда развития онлайн-образования. Подобные позитивные тенденции будут способствовать дальнейшему информационно-инновационному развитию, экономическому росту России и Китая. Научная новизна исследования состоит в выделении сфер потребительского рынка, ощутивших наибольшее влияние пандемии, в части ускорения их развития, а также сравнительном анализе данных сфер в межстрановом сопоставлении
Ключевые слова
розничный товарооборот, потребительское поведение, цифровизация экономики, пандемия коронавируса, розничная онлайн-торговля