Активизация пространственного фактора развития национальной экономики требует реализации государственной политики по трансформации межрегиональных цепочек создания стоимости. Данная задача специфична ввиду огромных пространств и высокой степени поляризации экономического поля страны. Целью исследования стала количественная оценка рынков сбыта продукции регионов Северо-Запада России с учетом отраслевой и территориальной специфики их производства. В ходе анализа выявлено, что в целом по Северо-Западу России национальный и зарубежные рынки превалируют над местными и макрорегиональным, межтерриториальное взаимодействие во многом остаётся фрагментарным. Однако наличие у регионов отраслей специализации в совокупности с относительно устойчивым внешним спросом может стать опорой для развития межрегиональных цепочек создания стоимости. Отмечается, что в России задачи оптимального районирования и развития цепочек создания стоимости являются ключевыми, что отражено в программных документах. Показано, что макрорегион лишь в незначительной мере использует потенциал внутренней кооперации, являясь в большей степени массивом разнонаправленно ориентированных рыночных зон, представленных ядром в виде Санкт-Петербурга и рядом цепочек создания стоимости, зачастую экспортоориентированных. Сделан вывод о том, что характер поставок на внешние рынки определяется не только экспортной специализацией территории, но и диверсифицированностью экономической системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегических документов пространственного развития, программ развития отраслей экономики и промышленных кластеров. В дальнейшем будет продолжена работа по поиску новых точек роста и наиболее перспективных направлений структурных изменений для перехода регионов и страны в целом к устойчивому социально-экономическому развитию
Ключевые слова
экономическая интеграция, межрегиональная торговля, макрорегион, цепочки создания стоимости, Северо-Запад России