Особенности читательских практик и их трансформация – предмет междисциплинарного научного анализа, а также широкой общественной дискуссии об эффективном ответе российского государства на вызовы техногенного общества. Направления социологического осмысления данного феномена довольно обширны, например кризис чтения, интерес к книге, влияние глобализации, электронные форматы книги и чтения и многие другие. Социологический анализ позволяет найти ответы на вопросы о состоянии и особенностях читательских практик как составляющей социального капитала, социальном качестве конкретных территориально-поселенческих, социально-демографических групп. Книжность (любовь, уважение к книге) является важной чертой российского менталитета, показателем социокультурной преемственности, именно поэтому особую актуальность приобретает исследование читательских практик культуры современного российского студенчества. В статье представлены результаты социологических исследований, проведенных в Астрахани и Волгограде в 2016 и 2019 гг., а также в Москве в 2019 году, позволяющие сделать выводы об основных тенденциях динамики читательских практик современного российского студенчества, провести сравнительный анализ практик студенческой молодежи городов России, в том числе сквозь призму уровней социокультурного пространства (система координат «центр – периферия»). Выявлено доминирование аксиологической составляющей читательских практик; определено, что классическая литература выступает основой содержательной структуры чтения; отмечено, что частота читательских практик снижается по мере уменьшения численности жителей населенного пункта – больше всего читают в Москве, реже в провинции. Перспективным представляется использование результатов и выводов в рамках мониторинговых исследований и социологических проектов по схожей тематике в других регионах, дальнейшее изучение полученных результатов в рамках междисциплинарного анализа
Ключевые слова
молодёжь, студенчество, цифровизация общества, молодежь, читательские практики, книжная культура