Одной из причин дисбаланса рынков труда и образовательных услуг выступает выбор абитуриентами вуза и специальности, невостребованной в настоящем и будущем на рынке труда. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению поведенческих закономерностей абитуриентов при выборе направления обучения и высшего учебного заведения (2021 год, N = 4228), которое проводилось среди школьников 10-х и 11-х классов Республики Башкортостан. Результаты опроса были рассмотрены в разрезе трех территориальных блоков: столица (городской округ г. Уфа); городская местность – 8 городских округов; сельская местность – 54 муниципальных района. В ходе анализа выявлено три иррациональных узла поведения абитуриентов: 1) выбор в качестве предмета ЕГЭ «легких» гуманитарных и экономических специальностей, не позволяющих поступить на желаемую востребованную специальность; 2) желание поступить на «перспективную специальность», не связанную с выбором ЕГЭ; 3) подача документов и поступление на специальности, не связанные с выбором предмета ЕГЭ и желанием абитуриента. В процессе исследования выяснено, что иррациональность поведения абитуриента в непростой ситуации многопараметрического выбора направления подготовки и организации высшего образования становится одной из причин диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг региона. Определено, что дальнейшие исследования в области поведения абитуриентов должны вестись в следующих направлениях: моделирование и прогнозирование поведения абитуриентов (разработка комплексной агент-ориентированной модели образовательной системы региона, позволяющей проводить вычислительные эксперименты по оценке влияния различных механизмов государственного воздействия на поведение агентов (абитуриентов)), а также развитие практико-ориентированных и интерактивных методов профориентации среди школьников, в особенности в сельской местности
Ключевые слова
рынок труда, рынок образовательных услуг, социологический опрос, агент-ориентированное моделирование, поведение абитуриентов, иррациональное поведение, дисбаланс рынка образовательных услуг и рынка труда