В статье рассматриваются особенности взаимодействия российских научных организаций и вузов с иностранными учеными. Несмотря на имевшие место попытки собрать и обобщить данные о видах международного взаимодействия, вопросы, связанные с деятельностью зарубежных ученых, работающих в России, в отечественной литературе освещены недостаточно. Цель работы заключается в восполнении пробелов в научном знании, связанном с исследованием академической мобильности, в частности в определении характера и особенностей взаимодействия российских организаций с иностранными учеными, выявлении взаимосвязей между мобильностью ученых и их научной продуктивностью и совершенствовании методических подходов по систематизации данных, отражающих состояние и результативность сферы науки. Реализации этой цели служит предложенная авторами методика проведения мониторинга взаимодействия российских организаций с иностранными учеными, с учетом приоритетов, сформулированных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Он позволил получить данные о численности иностранных ученых, посетивших российские научные организации и образовательные учреждения высшего образования в 2018 и 2019 гг., выявить статистику о распределении иностранных ученых, работающих в России, по возрастным группам, областям науки, направлениям взаимодействия, регионам. Выбор параметров для оценки деятельности образовательных и научных организаций и необходимость учета приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации для мониторинга и оценки взаимодействия российских организаций с иностранными учеными, наличие или отсутствие устойчивых связей между мобильностью ученых и их научной продуктивностью, отсутствие и фрагментарность данных о зарубежных ученых, работающих в России, и несовершенство методик сбора, мониторинга таких данных – это проблемы, требующие глубокого осмысления. Методика апробирована на основе данных, полученных в результате проведенных опросов. Разработаны конкретные подходы для более совершенного сбора данных по вопросам широкого участия России в глобальных процессах в сфере науки. Полученные результаты могут быть использованы частными и государственными организациями высшего образования, руководителями научных организаций (научных подразделений) для позиционирования на мировой карте научно-технологического сотрудничества
Ключевые слова
мониторинг, международное научно-техническое сотрудничество, циркуляция научных кадров, научные работники, международная академическая мобильность