Наличие квалифицированных ИТ-специалистов является важным фактором, который обеспечивает эффективное развитие цифровой экономики. О необходимости подготовки кадров для ИТ-отрасли заявлено в национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года». Важным источником воспроизводства ИТ-специалистов выступают образовательные организации. Однако на сегодняшний день остро стоит проблема рассогласованности между образовательной системой и рынком труда. Цель исследования заключается в выявлении проблем несоответствия уровня подготовки ИТ-кадров требованиям работодателей и определении направлений по их решению (на примере Вологодской области). С помощью данных Министерства науки и высшего образования РФ была проанализирована численность выпускников по направлениям, связанным с информационными технологиями, в Вологодской области. С использованием образовательных программ вузов региона выявлены проблемы формирования у обучающихся профессиональных компетенций. На основе результатов проведенного в 2020 году ВолНЦ РАН опроса получена информация о соответствии уровня компетенций выпускников вузов ИТ-специальностей требованиям работодателей ИТ-отрасли. В заключительной части статьи выделены проблемы подготовки кадров для ИТ-отрасли региона, а также обозначены основные направления по их решению. Научная новизна представленной работы заключается в применении системного подхода, характеризующегося изучением позиций, распространенных как в системе образования, так и среди работодателей, на предмет выявления проблем, связанных с подготовкой кадров, востребованных в ИТ-отрасли. Материалы исследования могут применяться научными сотрудниками, аспирантами и студентами, занимающимися проблемами развития цифровой экономики, вопросами, связанными с кадровым обеспечением этой отрасли. Его практическая значимость состоит в том, что разработанные предложения по решению обозначенных проблем могут быть использованы федеральными и региональными органами власти и управления при корректировке планов реализации национальных проектов «Цифровая экономика» и «Образование», а также должны быть положены в основу целеполагания и отражены в задачах других нормативно-правовых документов в сфере образования на федеральном и региональном уровнях
Ключевые слова
регион, цифровая экономика, ИТ-отрасль, ИТ-кадры, подготовка ИТ-кадров