Вызванные пандемией COVID-19 качественные изменения на всех уровнях организации мирового сообщества (индивидуальном, групповом, национальном, глобальном) фактически сформировали новую социальную реальность. Причем этот процесс носил форс-мажорный характер; он происходил в условиях резкого роста ощущения неопределенности, изменения образа жизни практически каждого человека и каждой конкретной семьи, неготовности мировой медицины к адекватному ответу на глобальный эпидемиологический вызов, а также неизбежности масштабных проблем в экономике и политике. Сложившиеся условия стали проверкой на прочность для существующих систем государственного управления. Правительствам разных стран приходилось действовать быстро и решительно, для того чтобы, с одной стороны, держать под контролем развитие эпидемиологической ситуации, с другой стороны – не допустить резкого ухудшения социальной стабильности на фоне объективно возникших эпидемиологических, социальных и психологических вызовов. Пока мировая медицина в экстренном режиме форсировала разработку вакцины от коронавирусной инфекции, в научном и политическом сообществе развернулась дискуссия по поводу общей стратегии реализации карантинных ограничений. Однако на этом фоне фактически за кадром остался уровень местного сообщества, который, тем не менее, был и остается наиболее практичным в плане взаимодействия населения с органами власти. Именно на локальном уровне (имеется в виду региональный уровень, а также уровень местного самоуправления) органы власти более приближены к проблемам общества, имеют возможность очного взаимодействия с его представителями, а население, в свою очередь, может реально участвовать в деятельности по улучшению условий жизни (в том числе в решении проблем, вызванных пандемией). В статье приведен опыт России и Китая по организации взаимодействия и оценки населением деятельности органов власти на местах. Обе страны показали высокую эффективность выхода из возникшего в 2020–2021 гг. кризиса, поэтому их опыт представляет значительный интерес, прежде всего, в практическом плане. Авторы исследования приходят к выводу о важности общественной оценки относительно эффективности деятельности местных органов власти, а также перспектив активного привлечения граждан к решению проблем, возникающих на фоне форс-мажорных обстоятельств
Ключевые слова
гражданская активность, местное сообщество, пандемия COVID-19, общественная оценка эффективности государственного управления, противоэпидемиологические мероприятия