В статье дается концептуальное понимание смыслового пространства реальности, обосновываются его структура и особенности формирования в молодежной среде. С этой целью рассматриваются процесс смыслообразования и содержательное наполнение смысловых полей. Оно анализируется в качестве оснований саморегуляции социальных взаимодействий молодежи. Выявление смысловых оснований саморегуляции представляет собой актуальную как для теории, так и для практики научную задачу. Цель исследования заключается в выявлении структуры взаимосвязей и иерархической кластеризации базовых элементов механизма саморегуляции социальных взаимодействий молодежи на основе структурно-таксономической модели. Ее построение осуществлено в рамках разрабатываемого в Центре социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН механизма саморегуляции жизнедеятельности молодежи. Структурно-таксономический подход позволяет получать структурно-таксономические карты, отображающие многослойные структуры взаимосвязей внутри механизма саморегуляции, а также связей между различными смыслами, которые воспроизводятся и конструируются в молодежной среде в процессе повседневных взаимодействий. В отличие от автоматической классификации – классической задачи таксономии – структурно-таксономический подход фокусирует внимание на выявлении структуры наиболее существенных связей между классифицируемыми объектами, в качестве которых в статье выступают элементы механизма саморегуляции жизнедеятельности молодежи. Построение структурно-таксономической модели базируется на данных социологического измерения, что позволяет исследователям предложить обоснованные описания и объяснительные интерпретации результатов. В основу анализа положены итоги эмпирических исследований, полученные авторами в ходе опроса российской молодежи в возрасте 15–29 лет. В процессе таксономического анализа выявлена структура смыслового пространства молодежи. Обосновывается вывод о неоднозначности смысловых связей внутри смысловых полей и между ними. В результате структурно-таксономического моделирования смыслового пространства выделено несколько уровней смысловых полей. Их анализ позволил сформировать представление о смысловых основаниях саморегуляции взаимодействий молодых людей друг с другом и с обществом
Ключевые слова
молодёжь, социальная реальность, саморегуляция, смыслы, молодежь, взаимодействия, структурная таксономия, иерархическая кластеризация