Современное общество по праву является экономикой знаний. На первый план выходит личность, способная усваивать, анализировать и преобразовывать в знания информацию, поступающую извне. Требования к профессиональным и общекультурным компетенциям личности руководителя предопределяются его положением в системе двух типов отношений: формальных, обусловленных властной вертикалью ответственной зависимости, и неформальных, связанных с межличностными симпатиями и антипатиями и межгрупповыми отношениями при выполнении прямых служебных и общественных функций. В рамках оценки личностных качеств лидера в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики существуют критерии показателей и уровней развития его компетентности. Успешный лидер в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики должен не только иметь ценностные представления об организации труда и обладать высокими профессиональными компетенциями, но и уметь эффективно и правомерно управлять человеческим капиталом, знать механизмы экономики труда. Знание становится ведущим сегментом производства, товарного обмена. В ведущих странах от 75 до 90% валового внутреннего продукта создается за счет научно-технического прогресса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Запущен механизм производства знаний, который представляет собой совокупность фундаментальной науки, университетов, бизнес-школ, трансфера знаний, информационных потоков и др. В связи с этим и у лидера организации, и у персонала должны быть сформированы компетенции для работы в условиях количественной перегруженности данными, нерелевантности и размытости информации, информационной и эмоциональной перегруженности. Эффективный управленческий стиль лидера предполагает формирование компетенций локализации информационного прессинга, который направлен на развитие информационной культуры в организации. Мы ставим цель определить доминирующие характеристики качеств личности лидера – управленца, работающего в области высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, разработать модель формирования и развития компетенций лидера в сфере управления человеческим капиталом в процессе его профессиональной деятельности, а также модель развития института лидерства. Авторы придерживались основной идеи о необходимости провести анализ полученных и сформированных в вузе умений, знаний и навыков и оценить общепрофессиональные и личностные качества выпускников, которые требуются работодателям. В качестве основных методов использовались кабинетное и социологическое исследования на основе системного и интегративного подходов
Ключевые слова
человеческий капитал, лидерство, высокотехнологичный и наукоемкий секторы экономики, компетенции лидера, управление человеческим капиталом