Молодежь является объектом и субъектом общественных отношений. Актуальность работы заключается в необходимости исследовать готовность молодежи к стремительным, непредсказуемым и зачастую манипулятивным по характеру воздействиям цифровизации общества; выявить уровень и особенности информационных компетенций авангарда молодежи – студентов вузов, которые в силу своего основного рода деятельности (учебы) должны приобщаться к ценностям цифрового общества и культуры не просто как рядовые потребители, но как активные и грамотные пользователи. Научная новизна работы состоит в анализе противоречивых изменений, происходящих под влиянием цифровизации во всех сферах общественной жизни и личности молодого человека. На основе результатов социологического исследования, проведенного с 2014 по 2019 год среди студенчества вузов Астрахани, Волгограда и Москвы, зафиксировано противоречие между необходимым для успешной адаптации к жизни в цифровом обществе и имеющимся уровнем информационных компетенций студенчества вузов России: большая часть опрошенных демонстрирует уровень пользователя, лишь у незначительной доли респондентов выявлены компетенции создателя ИКТ. Кроме того, снижается частота входов в интернет для учебной и профессиональной деятельности при повышении числа входов с целью досуга и получения удовольствия. Указанная тенденция может отражать как дисфункции онлайн-образования, так и деструктивные проявления цифровизации российского общества. Кроме того, представителей данного поколения молодежи можно назвать цифровыми мигрантами, которые осваивают язык интернета так же, как мигранты – язык страны пребывания, поэтому в течение жизни они вряд ли будут использовать потенциал ИКТ полностью. Их социальный капитал складывается во многом из других источников
Ключевые слова
молодёжь, студенчество, цифровизация общества, информационные компетенции