В условиях нарастания регионального неравенства экономика Российской Федерации и ее регионов испытывает структурные ограничения, связанные с ее несбалансированностью. Результатом такого положения дел становится сокращение внутреннего потребительского спроса, который в последнее время рассматривается как один из факторов экономического роста. Это актуализирует проблему поиска, выявления и обоснования направлений конечного потребления, способных в современных экономических условиях стимулировать спрос населения на товары и услуги отечественного производства и снизить структурные диспропорции. В связи с этим цель исследования – выявление и научное обоснование направлений стимулирования конечного потребления, снижающих региональные диспропорции. Одним из таковых можно назвать туризм, обладающий высоким мультипликативным эффектом, в структуре формирования ресурсов продукции которого минимальна доля импорта. Оценен эффект от прироста выпуска продукции туристской отрасли в региональном разрезе, в чем заключается научная новизна исследования. Его результаты позволили выявить проблему недополучения регионами эффектов от стимулирования потребления товаров и услуг туризма. Высокий вклад Центрального федерального округа, на который приходится наибольший эффект от роста выпуска продукции туризма, свидетельствует о необходимости преодолеть имеющуюся пространственную асимметрию в развитии туризма между отдельными регионами страны. В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также инструментарий, основанный на методологии межотраслевого баланса. Информационной базой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами структурной политики, сведения органов государственной статистики, данные Всемирного банка, Всемирной туристской организации. Направления будущих исследований связаны с определением методов регулирования конечного потребления для более глубокого осмысления проблем структурой перестройки экономики
Ключевые слова
экономика, туризм, конечное потребление, экономическое неравенство