Статья посвящена вопросу формирования стратегического видения отрасли кролиководства с учетом государственных приоритетов. Актуальность данной темы вызвана растущим дефицитом потребления населением диетического мяса в России, что приводит к ухудшению качества питания и снижению качества жизни населения. Как показал анализ отечественных исследований по существующей проблематике, основное внимание в них уделяется изучению советского опыта планирования, производственному и ресурсному анализу состояния отрасли, необходимости ее развития. Отсутствие в отечественной науке опыта стратегирования отрасли кролиководства стало причиной уязвимости в период перестройки, в результате чего произошел резкий спад производства. В этой связи возникает необходимость совершенствования механизмов комплексного развития данной отрасли с учетом общей теории стратегирования. Целью исследования является разработка модели устойчивого развития отрасли кролиководства с учетом оценки системообразующего эффекта сопутствующих направлений деятельности. Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальной модели совершенствования бизнес-процессов в российской отрасли кролиководства, предусматривающей осуществление ресурсно-воспроизводственных процессов и формирование автономной ресурсной обеспеченности для полноценного устойчивого развития отрасли. Модель систематизирует подходы к развитию рынка сопутствующих товаров, обусловливает необходимость становления института фермерства в кролиководстве. В работе проведена оценка системообразующего эффекта развития отрасли. С помощью построения функции импульсных откликов по векторной модели авторегрессии показано, что при развитии отрасли кролиководства также будут развиваться отрасли, определяющие ресурсную базу, и сопутствующие направления деятельности (растениеводство, легкая промышленность). Кроме того, установлена частичная реализация государственных приоритетов в части повышения налоговых поступлений и сокращения оттока населения из сельских территорий в город. В данном исследовании основное внимание уделяется формированию предложения продукции кролиководства. Основным ограничением для изучения спроса на эту продукцию является отсутствие статистической информации об отпускных ценах на неё и объемах розничных продаж. Пути решения отмеченной проблемы видятся в проведении социологических опросов, посвященных изучению потребительских предпочтений в потреблении мясной продукции, что и станет дальнейшим направлением исследования
Ключевые слова
концептуальная модель, развитие кролиководства, системообразующий эффект, модель векторной авторегрессии, стратегическое развитие отрасли