В современном российском обществе существует противоречие между целями и задачами государственной службы, ее социальной значимостью и прикладным характером, с одной стороны, и прогрессирующей неудовлетворенностью населения – с другой. В статье рассмотрены и проанализированы социокультурные и ценностные ориентации государственных гражданских служащих в РФ, определяющие характеристики их деятельности. Авторы подчеркивают важность такого мотивационного ресурса, как социокультурные и ценностные ориентации в процессе реформирования современного института государственной службы. Результаты исследований позволили выявить ряд проблем. В структуре жизненных целей государственных служащих значительную часть занимают материальные интересы, выполняемая ими деятельность не относится, по оценкам самих респондентов, к категориям «любимое дело», «интересная работа». При этом главной целью своей профессиональной деятельности многие служащие считают «служение Отечеству», «пользу обществу и государству». В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что эффективность и результативность профессионального труда гражданских служащих зависит не только от стимулирующих факторов, но и от жизненного опыта, нравственных устоев, сложившегося понимания своей роли в процессе реализации государственной политики и жизненной стратегии. Рутинный характер работы не оправдывает ожидания сотрудников, приравнивающих политическую деятельность к государственному администрированию. Бюрократические ценности, отсутствие взаимодействия с внешней средой, авторитарный стиль управления, жесткая субординация отражаются на личности служащего, на его поведении. Те служащие, которые в силу личностных особенностей и специфики характера оценивают себя и собственный опыт выше, чем занимаемую должность, стараются либо самостоятельно искать новую должность, иной вид деятельности, удовлетворяющую жизненную стратегию, либо останавливаются в профессиональном развитии. Социокультурные и ценностные ориентации служащих варьируются в соответствии с категорией и группой должностей. Также была подтверждена гипотеза в отношении категории «специалисты» старшей и ведущей групп должностей о том, что государственная служба рассматривается служащими и гражданами не как ценностно-нормативный комплекс, обеспечивающий взаимодействие государства и общества с целью удовлетворения интересов последнего, а как определенный механизм достижения финансового успеха
Ключевые слова
государственная служба, ценностные ориентации государственных гражданских служащих, жизненные стратегии служащего, имидж государственной службы, карьера