Статья посвящена определению роли локализации промышленного производства при реализации политики импортозамещения. Методологическую основу исследования составляют системный подход, методы структурного, предметного, функционального, статистического анализа, метод экспертных оценок. В статье рассматриваются понятия «импортозамещение» и «локализация», делается вывод о том, что реализация политики импортозамещения неразрывно связана с локализацией. Приведены примеры реализации успешной политики локализации в отдельных отраслях промышленности (автомобильная, фармацевтическая и железнодорожное машиностроение), доказана ее эффективность в создании высокотехнологичных производств по выпуску промышленной продукции. Механизм локализации в секторе железнодорожного машиностроения, конкурентоспособность которого в настоящее время обеспечивается в значительной степени за счет заимствования технологий из-за рубежа, рассмотрен на примере локомотивостроения и производства подвижного состава для скоростного и высокоскоростного движения. Показан пример успешной реализации политики импортозамещения в рамках Уральского кластера железнодорожного машиностроения по типу «догоняющего развития» – с привлечением зарубежных технологий для организации в России первоначально сборочного, а затем локализованного производства зарубежной техники на базе отечественных материалов, компонентов и ресурсов. Определено, что базовыми условиями для локализации выступают доступность капитала, наличие технологии, производственных мощностей и наличие рынка сбыта. В работе исследована нормативно-правовая база по содействию импортозамещению на территории России и ее регионов, представлен обзор законодательно утвержденных программ, концепций и планов развития импортозамещения в субъектах РФ. Показано, что реализация политики импортозамещения в регионах осуществляется на основе создания и развития особых экономических зон, кластеров, индустриальных и технопарков, при этом вопросам локализации нормативные документы в регионах уделяют недостаточное внимание. Сделан вывод, что для России импортозамещение, основанное на локализации производства, является платформой для диверсификации экономики и переходом к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Отдельные положения исследования использованы при подготовке Стратегии Уральского кластера железнодорожного машиностроения и транспортно-логистического кластера Свердловской области. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях эффективности реализации политики импортозамещения и модернизации экономики РФ и её субъектов, а также федеральными и региональными органами власти при разработке и принятии стратегических документов регионального развития и стимулирования импортозамещения
Ключевые слова
региональная политика, модернизация экономики, промышленное производство, импортозамещение, технологическое развитие, локализация