05.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Стратегия социально-экономического развития"

Социальные инновации как эффективный ответ на современные вызовы в сфере образования

Шрёдер А., Шабунова А.А., Попов А.В., Соловьева Т.С., Головчин М.А.

Том 10, №5, 2017

Социальные инновации как эффективный ответ на современные вызовы в сфере образования / Шрёдер А., Шабунова А.А., Попов А.В., Соловьева Т.С., Головчин М.А. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 5. С. 21-36. DOI: 10.15838/esc.2017.5.53.2

DOI: 10.15838/esc.2017.5.53.2

Система образования в современном мире выступает двигателем прогресса. С одной стороны, формируя человеческий капитал, она способствует общественному развитию и повышению конкурентоспособности экономик, с другой стороны, является своеобразным адаптационным механизмом к изменениям глобального рынка труда. В то же время образовательные системы стран мира постоянно сталкиваются с определенными вызовами и проблемами, обусловленными усилением процессов глобализации, информатизации, интеграции, развитием экономики знаний и т.д. Одним из эффективных инструментов преодоления данных вызовов являются социальные инновации. В статье актуализируются проблемы, связанные с развитием социальных инноваций в системе образования. Цель работы заключается в выделении специфических характеристик социальных инноваций в сфере образования, анализе современного состояния социальных инноваций в России на примере системы образования, выделении драйверов и барьеров развития социальных инноваций в российской сфере образования на материалах исследования по проекту «Social Innovation: Driving Force of Social Change» (SI-DRIVE) Седьмой рамочной программы Европейского союза, одним из участников которого являлся ФГБУН «Вологодский научный центр РАН». Сделан акцент на реализации и продвижении социальных инноваций в системе российского образования. По результатам кейсовых исследований выявлены главные факторы, затрудняющие развитие социальных инноваций в образовании, такие как недостаток финансирования, наличие административных и нормативно-правовых барьеров. Приведены примеры успешных проектов, позволяющие говорить о том, что основными драйверами реализации социальных инициатив выступают харизматичное руководство, поддержка органов власти, активный спрос, развитие партнерских сетей. В заключение сформулированы рекомендации, направленные на комплексное содействие развитию социальных инноваций в российской системе образования

Ключевые слова

управление, социальные инновации, система образования, глобализация, неравенство, социальное предпринимательство

Полная версия статьи