Проблема развития индустрии туризма на региональном уровне актуальна для всех субъектов Российской Федерации. Особенно остро она стоит в тех из них, которые не имеют богатого культурно-исторического наследия и уникальных природно-климатических условий. В частности, к таким территориям можно отнести высокоурбанизированные промышленные регионы страны, которые в настоящий временной период малоэффективно используют свой потенциал для развития внутреннего и въездного туризма. Предметом исследования в статье выступает туристическая деятельность в федеральных округах Российской Федерации. Целью статьи является анализ объема туристических услуг в Российской Федерации и обоснование необходимости развития промышленного туризма в регионах для привлечения в них дополнительных туристических потоков. В работе использованы системный подход, основные общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также методы статистического анализа. Одним из нововведений в туристическом бизнесе Российской Федерации может стать организация и проведение экскурсий на предприятия страны не только для официальных делегаций и партнеров по производству, но и для обычных туристов. В статье выделены возможности и угрозы для развития промышленного туризма в субъектах Российской Федерации. В результате проведенного статистического анализа экономических показателей развития туристической индустрии за 2011–2015 гг. было выявлено снижение темпов роста объемов туристических услуг. Недостаток новых туристических предложений снижает возможности для увеличения этого показателя. В этом случае авторам видится целесообразным продвигать новый вид внутреннего туризма, связанный с посещением производственных предприятий. Развитие промышленного туризма предоставляет региональной экономике мультипликативный эффект, включая стимулирующее влияние на деятельность смежных секторов, и способствует активизации туристического импортозамещения. Основные положения статьи ввиду их универсального характера могут быть использованы в образовательном процессе учебных заведений, а также рекомендованы для применения органами власти в целях эффективного продвижения регионального туризма
Ключевые слова
регион, промышленный туризм, предприятие, swot-анализ, аналитика