В статье разработаны методологические положения, в которых на основе определения характера современных отношений, отличающихся высокой интегрированностью «финансовой» экономики и «экономики знаний», выявлены обусловливающие экономическое развитие потенциалы территорий (финансовый, трудовой, инновационный). Выбор обоснован тем, что: инновации в научно-технологической сфере во всех социально-экономических системах задают динамику их развития независимо от уровня их функционирования; финансовый потенциал рассматривается как предпосылка расширения инвестиционного процесса на территории, обусловливающего рост экономической активности хозяйствующих субъектов; трудовой потенциал территориальной социально-экономической системы опосредуется уровнем инноваций и инвестиций, от которых зависит качество и эффективность труда. Предложена концепция, определяющая фундаментальные основы стратегического управления ключевыми потенциалами развития разноуровневых территориальных социально-экономических систем. Основная идея концепции: стратегия развития территориальной социально-экономической системы базируется на активизации ключевых потенциалов развития той или иной территории, трансформация которых, через использование соответствующих технологий и компетенций в новые ресурсы, обеспечивает достижение параметров качественного экономического роста и качества жизни населения с учетом согласования интересов экономических агентов. В качестве методологических положений концепции определены следующие: 1) целевым ориентиром выстраивания системы стратегического управления ТСЭС является достижение параметров национальной безопасности страны и ее региональных проекций; 2) основой развития территории выступает ее потенциал, представляющий собой совокупность учтенных в экономической системе материальных и нематериальных ресурсов, уникальных технологий и компетенций, определяющих способности территориальной социально-экономической системы к расширенному воспроизводству и обеспечивающих ее конкурентоспособность; 3) выбор вектора развития территории определяется с учетом согласования интересов экономических агентов и разноуровневых территориальных социально-экономических систем в рамках единой системы стратегического планирования в Российской Федерации; 4) методический инструментарий разработки и реализации стратегических документов на различных уровнях управления основывается на программно-проектном подходе, который позволяет обеспечить рациональное распределение ресурсов для достижения стратегических целей развития территории
Ключевые слова
экономическое развитие, стратегическое управление, национальная безопасность, территориальная социально-экономическая система, потенциал развития территории, согласование интересов