Реформа финансирования здравоохранения в Российской Федерации, помимо положительных последствий, обусловила появление ряда ключевых организационно-экономических проблем, препятствующих расширению источников финансирования данной сферы, в том числе на основе проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). В статье выделены особенности таких проектов в здравоохранении по сравнению с аналогичными проектами других сфер национальной экономики, заключающиеся в их региональном характере. Раскрыты проблемы реализации проектов ГЧП в здравоохранении, к числу которых можно отнести отсутствие обоснования конкретных направлений применения государственно-частного партнерства в здравоохранении, а также отсутствие типовых моделей формирования отношений между участниками ГЧП. Автором предложены его приоритетные направления в здравоохранении, обоснование которых строится на положениях теории жизненного цикла услуги. Представлена авторская модель организации концессии в регионе как пока наиболее распространенной формы государственно-частного партнерства в здравоохранении. Кластер объединяет на добровольной основе юридически независимые организации, которые заинтересованы в повышении качества и увеличении доступности медицинских услуг для населения. Это могут быть медицинские учреждения различных форм собственности, расположенные в регионе, поликлиники, объекты инфраструктуры, учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для здравоохранения, органы власти и др. Показано, что благоприятная среда для формирования и реализации проектов ГЧП может создаваться при кластерном подходе к организации здравоохранения. Главная задача формирования медицинского кластера – это организация взаимодействия, коммуникаций между всеми его субъектами в интересах как общего развития здравоохранения в регионе, так и реализации своих собственных интересов
Ключевые слова
здравоохранение, источники финансирования, государственно-частное партнерство, концессия, кластерный подход