В условиях недостаточной финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований в России важное значение приобретают различные формы самоорганизации населения для участия в муниципальном управлении, в реализации проектов и мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей и задач развития территорий при минимуме затрат. Одной из таких форм является территориальное общественное самоуправле-ние (ТОС), не получившее пока, несмотря на свою эффективность, широкого распространения в российских регионах. Это объясняется как пассивностью населения, так и не до конца урегулированным статусом ТОС в системе местного самоуправления.
В контексте этого представляется весьма актуальным исследование лучшего опыта организации и функционирования ТОС и обоснование его роли как института развития на муниципальном уровне.
В настоящей работе на примере г. Вологды, а также ряда субъектов РФ показано, что с помощью ТОС можно решить очень многие вопросы местного значения (в сфере социальной защиты, благоустройства, повышения комфортности проживания и др.). Это реально действующая форма участия населения в управлении развитием территорий. Однако для достижения наибольшего социального и экономического эффекта требуется государственная поддержка ТОС через специально сформированные программы, обеспечивающие софинансирование его проектов. В связи с этим авторы предлагают не только концептуальную схему и алгоритм функционирования ТОС как института развития на муниципальном уровне, но и рекомендации органам власти о формах его поддержки (в частности, создание при главе муниципального образования совета по развитию ТОС)
Ключевые слова
местное самоуправление, вологодская область, муниципальные образования, институты развития, город вологда, территориальное общественное самоуправление